Новости партнеров
Загружается, подождите...
Статьи
25.07.2008|13:01|Интервью

Левко Лукьяненко: я – сторонник президентско-парламентской формы правления

Автор: Сергей Дойко

Поскольку колебания в Верховной Раде, лоббирование личных интересов, подкуп и тому подобное могут расшатать наш государственный корабль до очень опасного уровня

Отойдя от депутатской деятельности, известный украинский диссидент Левко Лукьяненко, конечно же, "не может безразлично наблюдать за всем тем, что происходит в Украине и вокруг нее". Эту фразу он повторяет практически в каждом своем интервью. О том, что сам сейчас не в парламенте, бывший нардеп не жалеет. Говорит, что так меньше волнуется и злится. Что уже не плохо для самочувствия и психики в его 80 лет.

В интервью ИМК ("ИнтерМедиа консалтинг") Герой Украины Лев (Левко) Лукьяненко высказал свое мнение относительно политической ситуации в стране. И начал с того, почему, на его взгляд, Верховная Рада ну никак не может начать работать эффективно.

- Ситуация, которую мы видим в Верховной Раде, как никогда ярко отражает соотношение политических сил. С одной стороны - Партия регионов и коммунисты, промосковские силы. С другой стороны - НУНС и БЮТ, коалиция помаранчевых сил. Это похоже на отношения Украины с Россией. Первая группа политсил симпатизирует Москве. В Украине они хотят проводить решения, которые понравились бы России. Речь идет о том же предоставлении русскому языку статуса официального, ликвидации должности президента и так далее. Помаранчевая коалиция со всем этим, конечно же, не согласна.

- Но и в самой помаранчевой коалиции не все так радужно...

- Согласен. Там все люди вроде как патриотичные. Но материальные, бизнесовые интересы у них все же разные. Это, собственно, и привело к развалу помаранчевой коалиции. Может "развал" и довольно громко сказано, но, в любом случае, это привело к неэффективности ее работы. Внутренняя борьба среди помаранчевых проходит и вокруг власти, и вокруг бизнес-интересов. Те люди, которых эти интересы сближают с Партией регионов, если уж на то пошло, туда б уже давно с удовольствием перебежали. Но поскольку этого закон не позволяет, поэтому и происходит такая "каламуть" в помаранчевой парламентской коалиции.

- Не жалеете, что сами сейчас не в парламенте?

- Абсолютно. Я уже был в Верховной Раде в моменты, когда противостояние было очень острым. Когда ничего нельзя было сделать. Мне было так горько на душе, такая злость брала за то, что я вижу, что делается что-то не в интересах Украины, а сделать ничего не могу. Поэтому сейчас смотрю на все со стороны и понимаю - если бы я там был, я только бы страшно переживал. Потому что один ничего поправить не смог бы.

- Что нужно все же сделать, чтобы парламент нормально заработал? Если, конечно, с этим парламентом такое вообще возможно...

- То, что имеет место сейчас, происходит на фоне более широких изменений, которые носят исторический характер. Во-первых, наше население постепенно отходит от коммунизма. И коммунисты, и их союзники социалисты постепенно теряют поддержку народа. Смотрите, в третьей Верховной Раде коммунистов было 112. В четвертой - 58. Сейчас их 27. А социалисты вообще в Раду не прошли. Это важная тенденция. Следующий момент - мы живем под постоянным влиянием московской "пятой колонны". Причем она тем больше активизируется, чем больше Украина укрепляется, как государство, и дальше отходит от Москвы.

- Получается, что выход из ситуации - досрочные выборы в Раду?

- Проводить выборы при том избирательном законе, который есть сейчас, не имеет смысла. Партия регионов потеряет. Коммунисты немного потеряют. Но дело в том, что и в помаранчевом лагере - полный кавардак. Поэтому понятно, что БЮТ наберет намного больше, чем сейчас. Но что будет с "Нашей Украиной", "Народной самообороной", "Единым центром"? Они же полностью развалятся. К кому они примкнут?..

- Досрочные выборы не выгодны в первую очередь президенту?

- При том законе, который есть сейчас, досрочные выборы мало что изменят. Поэтому, в первую очередь, нужно изменить избирательный закон. В нем нужно поправить две вещи. Первое - ввести открытые списки. Чтобы перечень кандидатов в депутаты был прозрачен, а избиратели знали, за кого они голосуют. Второе - в интересах ускорения эволюции политической системы в Украине, необходимо поднять проходной барьер.

- Как высоко?

- Для партий - до 5 процентов, для блоков - до 7. Этим самым был бы создан юридический кнут, который бы заставил маленькие партии объединяться в большие группы. Это был бы значительный шаг к тому, к чему, в конце концов, Украина и придет. А придет она примерно к той структуре, которая существует во Франции, где три, четыре, ну пять реальных партий, а не 150, как у нас. В идеале, в Украине будет, скажем, пять партий. Но - партий идейных, идеологических. А партии, построенные на бизнес-интересах, конечно же, должны отмереть. Но условием их отмирания будет стабильное, открытое, справедливое налоговое законодательство.

- Как Вы думаете, в виду того, что приближаются президентские выборы, может еще больше разгораться конфликт между президентом и премьером?

- Все это вытекает из той недоделанной конституционной реформы. Понятно, что в политике ангелов нет. Каждый хочет себе больше прав и меньше ответственности. Но если бы Конституция нормально регулировала отношения президента и премьера, проблем меньше было бы. Это все-таки вытекает из того переделывания Конституции в 2004-м году. Мы вроде как пришли к парламентско-президентской форме правления. Но это не доведено до конца. Поэтому дает возможность президенту претендовать на более широкие полномочия, чем он должен был бы получать при парламентско-президентской форме правления. Поэтому хоть бы мы ангелов поставили на места президента и премьера, конфликт все равно был бы.

- Как Вы объясните то, что предлагается так много вариантов изменений в Конституцию, что каждая политсила хотела бы изменить свое?

- Любой коллективный документ является компромиссным. Если бы коллективный документ написала одна сторона, а все остальные просто согласились, это было бы ненормально. В демократическом государстве всегда кто-то отступает для того, чтобы проводить основную, главную линию государства.

- И Вы думаете, что кто-то при нынешней ситуации согласится уступать или отступать?

- Если есть желание регулировать отношения, то главным при коллективной выработке документа должен быть вопрос: мы хотим этот документ или нет? Если хотим, то идем на уступки. Но, безусловно, у нас есть московская "пятая колонна", которая действует по принципу "чем Украине хуже, тем нам веселей". У таких сил даже нет желания решать какие-либо конституционные споры.

- Ваш прогноз на сентябрь?

- Я думаю, будет больше говорильни, чем реальных дел. Поскольку Партию регионов и коммунистов ситуация удовлетворяет, они готовы ее заострять и дальше. А помаранчевая коалиция... Она не разрешит тех спорных моментов, которые у нее есть. Поэтому готова вот так и дожить до выборов.

- До внеочередных?

- Нет. До очередных.

- Тогда зачем людям такой парламент? Что толку от него?

- Семнадцать лет Украиной руководят люди коммунистического воспитания. Этот управленческий слой не сможет сделать добро Украине. Украина по-настоящему станет на путь возрождения лишь тогда, когда придет новая политическая элита - молодежь. Молодежь, которая не знает того коммунизма, не знает КГБ, не боится Сибири, больше понимает украинский национальный интерес и не связана сексотскими отношениями с российской разведкой.

- Сколько времени для этого понадобится?

- Думаю, еще нужно лет 10-15. Но этот период будет периодом острой борьбы, в которой украинство будет наращивать силы и увеличивать свой потенциал.

- Кто будет следующим Президентом Украины, можете спрогнозировать?

- Я этого сказать, конечно же, не могу. У нас настолько острая политическая борьба, что еще возможны любые перетасовки. И, возможно, человек, который сейчас не на первом плане, а где-то на втором, как раз и может стать президентом. Стремление к демократии и политические дискуссии, они же воспитывают, закаляют, делают политиков более опытными людьми. Понятно, что у нас есть, так сказать, "первый эшелон" политических деятелей. Но есть и второй, с очень опытными и профессиональными политиками. Поэтому вполне возможно, что все может так повернуться, и кто-то из таких людей как раз будет президентом.

Еще один момент. Я сам - сторонник президентско-парламентской формы правления. В нынешних условиях, при этом политическом опыте, который есть у нашего народа и нашего политического слоя, я думаю, что нужно иметь именно президенстко-парламентскую форму правления. В такой форме правления была бы гарантия стабильности. Поскольку, с одной стороны, был бы сильный президент, а с другой стороны - довольно сильная Верховная Рада. А так колебания в Верховной Раде, лоббирование личных интересов, подкуп и тому подобное могут расшатать наш государственный корабль до очень опасного уровня. А так президент будет гарантом того, что Украина все-таки сохранит свою свободу и независимость.

- Значит, нам не помешало бы, чтобы Президент Украины был бы более авторитарным, чем президент Ющенко?

- Да. Поэтому, с точки зрения конституционной реформы, я был бы готов вернуться к Конституции 1996 года. А изменения в Конституции 2004-го отменить.

 

Печатать
Комментарии (1):
28.07.2008, 16:45|Запорожец
не знаю,как вас,но меня уже тошнит от этого Левка
Добавить свой коментарий:
Ваше имя

Ваш коментарий

подтвердите, что вы не робот:
21.11.2008Наталья Ярцева
Игорь Криль: Виктор Ющенко старается поступать по совести. Другие – наоборот
Он – самый моральный и самый патриотичный человек, не думающий о своем рейтинге
20:00Саакашвили не удалось сорвать Олимпиаду-2014 в Сочи
(3 комментария)
19:50Коммунисты хотят наградить советского пилота, который сбил Маккейна
(2 комментария)
19:45"Нафтогаз" говорит, что тоже ничего не должен "Газпрому" 19:40Associated Press сократит штат на 10% 19:30Киев еще не знает, сколько будет платить за российский газ
(3 комментария)
19:20Из Украины "ушло" 4 миллиарда долларов 19:10У Одесского ботанического сада нет денег на новые растения 19:00В Житомире появились валютчики 18:55Во Львове среди бела дня расстреляли владельца обменника 18:50Не удержав курс, Нацбанк советует не скупать доллары 18:40Нацбанк не удержал доллар - итог межбанковских торгов 18:30В Днепропетровске тарифы на отопление подняли задним числом 18:20В Луганске пугают возвращением опасных гастарбайтеров 18:10Луганску в 2009-м бюджетных денег хватит только на электричество и зарплаты 18:00А.Герман: на ВР не должны давить ни премьер, ни президент
(3 комментария)
17:50Киеву урезали газ наполовину 17:40Гавришу сказали передать Юле, что за газ должна она, а не Фирташ 17:25В Москве впервые выселили из квартиры семью должников
(1 комментарий)
17:2024 ноября заходить в Интернет опасно 17:10Балога считает, что ездить в Москву унизительно
(3 комментария)
17:00Ю.Кармазин: коалиция нужна, но только не Ющенко 16:50У Ужгорода за лимит тепла Киев требовал взятку 16:40Феодосийцы предпочитают иметь мэром коммуниста 16:30Троллейбусу Симферополь-Ялта придет конец 16:20В Симферополе изчезли доллары
(1 комментарий)
16:10Тимошенко говорит, что Украина не должна RosUkrEnergo
(2 комментария)
16:00С.Олийнык: Литвин набрал бы 240 голосов
(2 комментария)
15:50Минтранссвязи внедрит единую электронную систему продажи билетов на все виды транспорта 15:40Луценко направил на Закарпатье внутренние войска 15:30А.Парубий: после периода эйфории всегда наступает период апатии
(2 комментария)